Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД)

Другие модели

За полноценную работу инжекторных двигателей отвечает большое количество электронных устройств, включая датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе. Устройство может быть не одним из самых важных, но его нестабильная работа обязательно приведет либо к перерасходу топлива, либо к полной невозможности движения автомобиля. Исходя из этого, знание того, что такое датчик абсолютного давления, за что он отвечает, какие симптомы его поломки и как их устранить, просто необходимы настоящему автомобилисту.

Расположение датчика

Установка датчика абсолютного давления на кузов

Расположение датчика абсолютного давления может различаться на разных автомобилях. Чаще всего он находится в моторном отсеке и крепится к кузову. Впускной штуцер соединен с рабочим объемом впускного коллектора посредством шланга.

На двигателях с турбонаддувом и компрессором датчик крепится непосредственно к коллектору. В этом случае он также выполняет функции регулирования и измерения избыточного давления, создаваемого турбо- или механическим компрессором. В таких системах его можно использовать как с регулятором расхода воздуха, так и без него.

Стоит отметить, что в современных автомобилях часто совмещают датчик абсолютного давления и температуры в одном корпусе. Это позволяет создать более точный управляющий сигнал, передаваемый на электронный блок управления, так как в этом случае учитывается не только давление воздуха, но и температура.

Принцип работы

Схема датчика абсолютного давления воздуха
Датчик абсолютного давления выполняет функции контроля количества воздуха, проходящего через дроссельную заслонку. Зная это, система формирует импульс на форсунки, и в камеру сгорания поступает количество топлива, соответствующее оптимальному соотношению топливной смеси.

Принцип работы датчика абсолютного давления основан на изменении проводимости пьезорезисторов.

Чтобы понять процесс, рассмотрим, что происходит внутри устройства:

  • На мембрану, являющуюся чувствительным элементом агрегата, воздействует давление из впускного коллектора, деформируя поверхность. На противоположной стороне мембраны находится вакуумная зона. Именно из-за этого узел называют датчиком абсолютного давления.
  • Деформация поверхности диафрагмы происходит за счет растяжения. При этом тензорезисторы, размещенные на поверхности, изменяют сопротивление за счет пьезорезистивного эффекта. Пропорционально изменению сопротивления изменяется напряжение.
  • Тензорезисторы шунтированы и поэтому обладают высокой чувствительностью. Чип, размещенный в датчике, увеличивает его еще больше. В результате на выходе датчика напряжение может иметь значение от 1 до 5В.
  • Выходной сигнал поступает на входной канал электронного блока управления, где он оценивается и на его основе формируется команда для форсунок. В этом случае чем выше напряжение, тем больше давление.

По величине определяемого давления датчики делятся на применяемые в атмосферных двигателях (определяются от 0 до 1 атмосферы) и применяемые в двигателях с турбонаддувом или двигателях, оснащенных механическим нагнетателем (определяются от 0 до 2 атмосфер).

Признаки неисправности

Вариант установки датчика абсолютного давления

Чтобы сделать вывод о проблемах с устройством, необходимо разобраться в последствиях его частичной или полной неработоспособности. Вот признаки, прямо или косвенно указывающие на возможность выхода устройства из строя:

  • нестабильная работа двигателя;
  • большой расход топлива;
  • хуже динамика при разгоне;
  • запах бензина из выхлопной трубы;
  • долгий прогрев двигателя;
  • оборот не падает;
  • резкие рывки при переключении передач;
  • повышенный гул.

Датчик абсолютного давления, симптомы которого аналогичны перечисленным выше, должен быть проверен без ошибок.

Как проверить датчик абсолютного давления

Диагностика датчика абсолютного давления

Для разных типов устройств способ проверки также отличается. Для аналогового типа проверка будет следующей:

  1. Подсоедините переходник с манометром к вакуумному шлангу, расположенному между датчиком и коллектором.
  2. Запустите двигатель на холостом ходу. Если через какое-то время разрежение в коллекторе низкое (425 — 520 мм рт.ст.), необходимо проверить герметичность гибкого шланга, а также правильность установки ремня распредвала и целостность диафрагмы датчика.
  3. Подключите вакуумный насос вместо манометра.
  4. С помощью насоса создайте вакуум ок. 560 мм рт.ст. Изобразительное искусство.
  5. После прекращения откачки давление должно поддерживаться не менее 30 с.

Схема проверки датчика абсолютного давления воздуха

Проверка датчика абсолютного давления в цифровом впускном коллекторе осуществляется следующим образом:

  1. Возьмите тестер и установите его в режим вольтметра (до 20В).
  2. Включите зажигание.
  3. Найдите заземляющий, сигнальный и силовой контакты.
  4. Подключите положительный щуп вольтметра к сигнальному выходу датчика. Прибор должен показывать напряжение 2,5В по отношению к земле.
  5. Переключите тестер в режим тахометра.
  6. Отсоедините вакуумный шланг.
  7. Подключите положительный щуп к сигнальному выходу, а отрицательный щуп к заземлению датчика.
  8. Показания агрегата должны быть в пределах 4500-4900 об/мин.
  9. Подключить вакуумный насос.
  10. Измените значение вакуума с помощью насоса и следите за показаниями тахометра. Давление и показания приборов должны быть стабильными.
  11. После отключения насоса показания агрегата должны вернуться к значению 4500-4900 об/мин.

В результате, если узел не проходит одну из проверок, его необходимо либо отремонтировать, либо заменить. Цена на датчики довольно высока, поэтому ремонт может быть очень даже уместен. Однако конструкция устройства не рассчитана на ремонт, поэтому все манипуляции необходимо проводить на свой страх и риск.

Ремонт датчика абсолютного давления

Старый датчик абсолютного давления
Мелкий ремонт доступен любому автолюбителю. При более сложных поломках необходимо обратиться к специалисту или заменить устройство целиком. Из доступных операций можно определить следующую последовательность действий по устранению дефектов:

    • После отсоединения разъема жгута оцените его на предмет окисления и возможных разрывов. Если обнаружены ошибки, они исправляются.
    • Аналогичную операцию проделайте со стороны датчика в месте подключения разъема.

Ремонт датчика абсолютного давления

  • Для удобства снимите датчик, открутив зажимные элементы. Проверьте возможное загрязнение соединения впускного коллектора. Очистку датчика абсолютного давления производят любыми средствами, применяемыми для чистки карбюраторов.
  • Перед установкой датчика на место смажьте уплотнительное кольцо моторным маслом.
  • Также возможен подсос воздуха в самом узле. Это можно узнать, если приблизить ухо к аппарату и кратковременно отключить подачу воздуха. Если вы слышите подсос воздуха, замените уплотнительное кольцо или перемотайте ФУМ-ленту.

Датчики абсолютного давления, ремонт которых уже невозможен, подлежат замене.

Замена датчика абсолютного давления

Заменить датчик абсолютного давления воздуха
На практике никаких сложностей с заменой не возникает. Для этого достаточно снять гибкий шланг, соединяющий блок с впускным коллектором. Отсоединяем блок жгута проводов и откручиваем крепежные болты. После всего вышеперечисленного неисправное устройство извлекается и устанавливается новое. При установке операции выполняются в обратном порядке.

Стоит отметить, что понимание того, что такое датчик абсолютного давления воздуха, каковы его функции и принцип работы, позволит вам разобраться в процессах, происходящих под капотом автомобиля. Это даст возможность вовремя принимать правильные решения и повысить безопасность и качество движения.

Добавить комментарий

Adblock
detector